Плоскостопие – это деформация стопы, сопровождающаяся уплощением сводов стопы. Стопа представляет собой сложный орган, состоящий из многих костей, связок, сухожилий и мышц, образующих два свода: поперечный и продольный. Стопы – это фундамент нашего тела и чтобы выдержать ходьбу, бег, прыжки, переноску тяжестей нужна сильная, упругая стопа. Стопа выполняет сбалансированную функцию, помогая телу сохранить равновесие, а благодаря сводам амортизируем нагрузку, предохраняя коленный, тазобедренный, голеностопный суставы и даже позвоночник.
Плоскостопием страдает почти каждый пятый школьник, хотя большинству из нас от рождения достались здоровые ноги и от них самих зависит, сохраним ли мы их в порядке до старости.
Для выраженного плоскостопия характерны следующие признаки: стопа утолщена и расширена в передней и средней части, продольный свод опущен, пятка отклонена кнаружи. Поперечный свод – это выемка у основания пальцев стопа. Ее отсутствие очень заметно: искривляется большой палец стопы, с возрастом деформируется сустав первого пальца – «растет косточка», на подошве образуется натоптыш, твердая мозоль, походка становится неуклюжей. Ребенок жалуется на боль в ногах, усталость, особенно после длительной ходьбы.
Родители должны подобрать ребенку правильную обувь, уже с самого младенческого возраста. Она должна быть по размеру ножки, из натуральной, эластичной кожи, быть гибкой и хорошо амортизировать.
Обязательный атрибут детской обуви – каблуки. Недопустима обувь с открытой пяткой. Самый большой враг стопы – высокие и косые каблуки, подошвы-платформы. Высокий каблук давит на передний отдел стопы, распластывая его. Носок ботиночка должен быть мягко-эластичным, не сжимать пальцы и не должен быть просторным.
Обувь нужно подобрать по ноге, по размеру, с супинатором или вложить в обувь специальную стельку-супинатор, поддерживающую естественную высоту сводов стопы, или даже приобретать ортопедическую обувь.
Укрепить мышечно-связочный аппарат стопы можно с помощью лечебной гимнастики, но при условии, если делать ее ежедневно, систематически. Специальные упражнения лучше выполнять утром, пока мышцы не утомлены. Повторять каждое упражнение следует до 10-12 раз.
- Сидя на стуле, поставьте ступню на край большой толстой книги. Сжимая пальцы, обхватите край книги.
- Захватите пальцами стопы различные мелкие предметы и переносите их на другое место.
- Прижать к полу мяч и катать его поочередно каждой ногой.
- Согнуть пальцы ног и держать 3-6 минут. Наступить на палку ногой и катать ее.
- Подтягивать пальцами стопы маленький коврик.
- Встать босиком на пол, подровнять носки, одновременно сгибать пальцы стоп и, не отрывая пятки от пола, двигаться вперед «гусеничным ходом».
- Пройти на носках в полном присесте.
- Перепад с носков на пятки.
- Ходьба на носках, пружинящий шаг.
- Ходьба на носках, пятках, на наружном крае, на внутреннем крае стопы, скрещенным шагом.
- Ходьба босиком по мелким камням, песку, скошенной траве, рыхлой земле.
Правильно развивающийся ребенок начинает ходить к концу первого года. Часто ребенок пытается встать на ножки раньше, и родители с нетерпением ждут этого момента, ускоряют его, причиняя ребенку непоправимый вред. Раннее вставание на ножки является чрезмерной нагрузкой для хрупких, гибких костей и слабо развитых мышц. В результате могут возникнуть деформации ножек и плоскостопие.
Чтобы избежать деформации стоп, т.е. плоскостопия, наряду с правильно подобранной обувью, очень важно иметь правильную осанку, ежедневно заниматься лечебной гимнастикой, спортом, вести подвижный образ жизни.
Врач ЛФК
А.М.Топтун