От движения к речи

Развивая мелкую моторику маленьких детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов, в том числе и речи.

Ребёнок рождается с ещё несформированным мозгом, развитие которого осуществляется на протяжении всей жизни. Нервные клетки мозга растут, образуют системы, которые обеспечивают контроль различных функций, таких, как слух, зрение, движение, речь и т.д. Если мозг младенца не стимулировать с рождения, то нервные клетки не будут развиваться, а это приведёт к остановке развития ребёнка.

Области мозга, отвечающие за развитие движений, располагаются вблизи областей, связанных с речевой деятельностью. Поэтому воздействия, поступающие при разнообразных манипуляциях, особенно с пальчиками рук, приводят к растормаживанию двигательных и речевых зон мозга. А чем больше разных импульсов поступает в мозг, тем успешнее развиваются умственные и речевые способности малыша. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Малыши, которым удаются изолированные движения пальцев рук достаточно быстро, чётко, без напряжения – говорящие дети. Если пальцы ребёнка непослушные, напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, слабые, вялые и не дают точных изолированных движений – это дети с речевыми проблемами.

Установлено, до тех пор, пока движение пальцев рук не станут свободными, точными, координированными развития речи в полном объёме добиться не удастся.

Следовательно, развивающая работа должна быть направлена снизу вверх (от движения к речи), а не наоборот.

Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Самый простой и доступный метод – массаж: поглаживание пальцев рук от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребёнка, сгибать и разгибать его. При такой тренировке речевые области будут формироваться в обоих полушариях головного мозга.

С 7-8 месяцев ребёнок начинает «загребать» предмет в ладонь с приведением и полным сгибанием большого пальчика. Теперь можно малышу давать складывать в коробку крупные яркие игрушки и предметы. Главное – превратить такое занятие в игру.

Наибольшую трудность для ребёнка представляет процесс разжатия пальцев. В норме большинство детей к 10-11 месяцам научаются разжимать пальцы, а научившись, используют приобретённый навык. И тогда можно катать шарики из теста, давать рвать бумагу, перебирать деревянные бусы и пуговицы, находить в ёмкости с крупой более мелкие предметы. Дети любят совершать такие действия достаточно долго, от взрослого требуется лишь умение поддержать игру.

Для развития подражания движениям используют потешки, в которых задействованы руки ребёнка: «Ладушки-ладушки», «Сорока  - белобока», «Мальчик-пальчик», «Идет коза рогатая». Детям нравятся активные игры, когда их поглаживают, тормошат, подбрасывают. При таком взаимодействии взрослый сочетает игровое общение с речевым.

Список упражнений и игр для развития мелких координированных движений рук маленького ребёнка весьма разнообразен:

  • игры с кубиками, с вкладышами, с разноцветными прищепками;

  • складывание пирамидок, матрёшек;

  • пальчиковые упражнения и пальчиковый театр.

Под влиянием систематических тренировок в организме малыша наступают положительные и структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Таким образом, к 1 году ребёнок овладевает манипуляционными движениями, что способствует  возникновению у него потребности общения со взрослым. И как результат – малыш произносит 3-10 осмысленных слов, которые длительное время перемешаны с лепетом.

Родителям важно помнить:

  1. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствие с возрастом и учёта уровня физического развития малыша.

  2. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

  3. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т.п.

  4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

  5. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

 

Учитель-логопед
                                                Машедо О.А.