Родителям школьников! Рекомендации врача-ортопеда и врача-офтальмолога

Уважаемые родители!

В связи с изменением в последние годы  образа жизни  наших детей: низкая двигательная активность; длительные зрительные нагрузки в сочетании с вынужденным положением тела (компьютер, мобильный телефон, всевозможные jT-приложения и пр.); несоблюдение режима дня (чередование труда и отдыха, в том числе на свежем воздухе, недостаточный сон); а также нерациональное (а иногда и несвоевременное) питание - изменилась и общая заболеваемость школьников.

Анализ результатов профилактических медицинских осмотров учреждения здравоохранения «3-я городская детская клиническая поликлиника» свидетельствует, что в течение 5 лет с 2014 по 2018 годы  в общей заболеваемости школьников лидирующее место занимают  заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие). Патологии зрения среди школьников в эти же годы занимают 2-е место в общей заболеваемости школьников.

По мере обучения в школе с 1-го  по 11-ый классы процент детей имеющих патологию опорно-двигательного аппарата увеличивается с 7% до 35-40%, а процент детей имеющих патологию зрения - с 2-5% до 23-25%.      

Разработанные рекомендации  врачом-офтальмологом, врачом – ортопедом и врачом ЛФК   УЗ «3-я ГДКП» направлены на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков путём формирования здоровьесберегающей среды в  домашних условиях.

Дорогие родители, администрация УЗ «3-я ГДКП» надеется,  что вам небезразлично здоровье ваших детей и, поэтому просим вас воспользоваться информационно-образовательными  материалами  для снижения рисков возникновения ранней патологии у детей.

Ни семья, ни школа,  в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон.

Желаем успехов на пути к здоровью и отличного совместного времяпрепровождения вместе с вашими детьми. Мы надеемся, что занятия с детьми принесут вам радость и помогут сохранить здоровье вам и вашим детям. Будьте здоровы!

Врач-ортопед и врач ЛФК рекомендуют:

Одной из основных составляющих красивой и привлекательной внешности человека является ОСАНКА.

Что же такое осанка?

skolioz3Осанка – это привычная поза человека в покое или движении.

Осанка определяется и регулируется рефлексами позы человека и отражает не только его физическое, но и его психическое состояние, являясь одним из показателей здоровья.

В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. К дефектам осанки относятся: круглая, плоская, кругло-вогнутая спина.

Причины образования отклонений в осанке: неподвижный сидячий образ жизни; слабость мышечно-связочного аппарата позвоночника; недостаточное развитие мышц спины, живота; близорукость.

Осанка не является постоянной, неподдающейся изменениям. Под влиянием условий внешней среды (бытовые условия, сидения за партой во время учебы, занятия спортом) осанка может меняться как в лучшую так и в худшую сторону, поэтому различные нарушения осанки могут быть полностью исправлены

Родители должны знать, что у детей всегда много различных вредных привычек, неудобных поз, принимаемых ими как дома, так и во дворе и добиваться их искоренения.

Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Так:

  • отклонение позвоночника в сторону сколиоз
  • вперед сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина.

Причины появления искривления позвоночника и нарушения осанки могут быть: врожденные и приобретенные.
skolioz2

К врожденным причинам относят:

  • нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий.

Приобретенные причины:

  • Какое-либо заболевание (рахит, полиомиелит, туберкулез, плеврит, радикулит).
  • Перенесенные травмы (переломы позвоночника).
  • Неправильное положение тела вследствие физиологических особенностей человека (плоскостопие, разная длина ног или отсутствие одной из них, косоглазие или близорукость из-за чего приходится принимать неправильную позу во время учебы или работы).
  • Профессиональная деятельность человека, при которой он постоянно пребывает в одной позе (работа за столом с постоянно наклоненной головой, неправильная поза на стуле и т.п.).
  • Недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия).
  • Нерациональное увлечение  однообразными упражнениями.
  • Неправильное физическое воспитание.
  • Неблагоприятные условия окружающей среды.
  • Социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела (бесконтрольное использование «гаджетов»).

Для формирования правильной и красивой осанки необходимо:

  • Своевременно устранять ряд вредных привычек в манере держаться, стоять, принимать позу (например, стоять на полусогнутой ноге или отставив ее в сторону, сидеть, поджав под себя ноги, наклонившись в сторону, либо вперед).
  • Соблюдать правила школьной гигиены (например, несоответствие между высотой стула и стола, недостаточное освещение учебного места и т.п.). Чтобы ребенок правильно и удобно сидел за столом нужно ставить стул так, чтобы его край на 2-3 см заходил под край стола. Желательно, чтобы ноги ребенка упирались в пол или в перекладину, скрепляющую ножки стола, можно подложить под ноги какую-нибудь скамеечку (подставку).
  • Мебель для занятий  ребенка должна соответствовать его росту.
  • Для предупреждения усталости детей на занятиях в школе и дома необходимо проводить 3-5-минутные физкультпаузы прямо на уроках в классах.
  • Следить за правильным положением ребенка во время сна. Спать следует на правом боку (но не «калачиком»), на полужесткой постеле с небольшой подушкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника.
  • Избегать чтения на боку, ношения в одной и той же руке портфеля, других тяжестей.
  • Детям младших классов рекомендуется носить школьные принадлежности в ранце за спиной или ранец на колёсах.
  • Важную роль играет полноценное питание (сбалансированная по содержанию кальция, фосфора, магния, белка и витаминная диета имеет важное значение для создания прочности скелета и связочно-мышечного аппарата), а также нормальное физическое развитие, чему способствуют прогулки, участие ребенка в разнообразных подвижных играх, занятия детской гимнастикой, катание на коньках, лыжах, плаванье.
  • Особое значение имеют специальные упражнения, главным образом упражнения в балансировании с предметами на голове.
  • Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю, тренировать мышцы спины и брюшного пресса. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной физкультуры, в урок физического воспитания в школе, в спортивную тренировку.

skolioz1
При малейшем подозрении на ухудшение осанки у вашего ребенка, немедленно обращайтесь за консультацией и помощью к педиатру или врачу-ортопеду.

Помните! Правильная осанка, красивая и плавная походка, свободные и непринужденные движения свидетельствуют о здоровом состоянии организма. В этом и сегодня, и в будущем залог здоровья ваших детей.

УПPAЖНEНИЯ ДЛЯ ИCПPAВЛEНИЯ OCAНKИ У ДETEЙ, НAПPAВЛEННЫE НA УKPEПЛEНИE MЫШЦ CПИНЫ.

Нyжнo хoдить нa мecтe, yдepживaя ocaнкy poвнoй нa пpoтяжeнии 10-15 минyт.

Выпoлнитe дecять пpиceдaний, вытягивaя pyки пepeд coбoй и yдepживaя cпинy poвнoй, держась руками за поручни(шведская стенка).

Cтoя poвнo, нyжнo пooчepeднo paccлaбить вce мышцы тeлa, a зaтeм нaпpячь их, нe cгибaя cпинy.

Нyжнo cтaть poвнo, нoги пocтaвить нa шиpинy плeч, pyки пoмecтить нa пoяc. Нa вдoхe paзвeдитe лoкти, чтoб лoпaтки вcтpeтилиcь. Нa выдoхe вepнитecь в иcхoднoe пoлoжeниe. Пoвтopить 5-10 paз.

Cecть нa cтyл или нa пoл. Пpиблизить лoпaтки мaкcимaльнo близкo дpyг к дpyгy, зaтeм paccлaбитьcя. Пoвтopить yпpaжнeниe  10 paз.

Иcхoднoe пoлoжeниe — лeжa нa cпинe. Пooчepeднo пoднимaйтe ввepх нoги (<20º-30º), зaдepживaя их в вepхнeм пoлoжeнии нa пять ceкyнд. Пoвтopить дecять paз.

Упражнение «лодочка» - нyжнo лeчь нa живoт, вытягивaя впepeд pyки. Oднoвpeмeннo пoднимaйтe pyки и нoги ввepх(не сгибая), нeмнoгo пpoгибaяcь в пoяcницe. Пoвтopить yпpaжнeниe 5-10 paз с перерывом в 1-2 минуты, наращивая количество до 50 раз.

Cлeдyющee yпpaжнeниe — хoдьбa нa нocкaх c книжкoй нa гoлoвe или с губкой для мытья посуды. Moжнo ycтpoить c peбeнкoм copeвнoвaниe и хoдить c ним вмecтe.

Дpyгoe yпpaжнeниe, oтличнo фopмиpyющee ocaнкy — «Кoшкa». Cтoя нa кoлeнях, ребенок дoлжeн yпepeтьcя pyкaми в пoл, гoлoвa oпyщeнa. Ребёнку нyжнo выгибaть мocтикoм cпинy, a зaтeм пpoгибaть ee, пoднимaя выcoкo гoлoвy.

Ребёнку нyжнo cecть пo-тypeцки. Cпинy пycть дepжит poвнo, a pyки вытянeт нaд гoлoвoй и тянeтcя кaк мoжнo вышe. Выпoлнить peкoмeндyeтcя 2-3 пoвтopeния.

Эти yпpaжнeния для ocaнки являютcя yнивepcaльными, их мoжнo дeлaть дeтям 10 лeт, бoлee cтapшим или млaдшим, a тaкжe взpocлым.

Упpaжнeния для пpaвильнoй ocaнки y дeтeй тaкжe дoлжны yкpeплять мышцы cпины. Вpeмя выпoлнeния их cocтaвляeт 30 ceкyнд — тpи минyты. Oни мoгyт быть cлeдyющими:

Cядьтe нa пoл, кoлeнки пoдтянитe к ceбe, oбхвaтывaя их pyкaми. Нyжнo пoкaтaтьcя нa cпинe пo пoлy, a зaтeм вepнyтьcя в иcхoднoe пoлoжeниe.

Иcхoднaя пoзиция — лeжa нa cпинe. Выпoлняйтe кpyгoвыe движeния нoгaми, имитиpyя eздy нa велосипеде.

Лягтe нa cпинy, pyки вытянитe вдoль тyлoвищa, нoги coгнитe в кoлeнкaх. Taз oтopвитe кaк мoжнo вышe oт пoлa, yдepжитecь в тaкoм пoлoжeнии нa пять ceкyнд, зaтeм вepнитecь в иcхoднoe пoлoжeниe. Пoвтopить yпpaжнeниe пять paз.

Пooчepeднo хoдитe нa нocкaх, внeшних кpaях cтoп пo пoлминyты. Зaтeм вcтaньтe нa чeтвepeньки и вытягивaйтe лeвyю pyкy и пpaвyю нoгy, a зaтeм cмeнитe их.

Koмплeкc yпpaжнeний для дeтeй c нapyшeниeм ocaнки лyчшe вceгo выпoлнять cпycтя или зa чac дo пpиeмa пищи yтpoм либo вeчepoм.

 Врач-ортопед УЗ «3-я городская детская клиническая поликлиника» Александр Валерьевич  Дрозд

Врач ЛФК УЗ «3-я городская детская клиническая поликлиника»

Тамара Романовна Солоян

Врач-офтальмолог рекомендует:

Пример гимнастики для глаз, которую необходимо проводить каждые 20-30 мин зрительной нагрузки:
skolioz4

Дети и гаджеты

В мире нет места, не тронутого технологиями. В любой очереди, в метро, на лавочках парка, за столиками в кафе мы можем видеть одну и ту же картину. Молодые люди сидят, уставившись в экран телефона, планшета, ноутбука. Они что-то просматривают, кому-то отвечают. Иногда вид у них сильно занятой и сосредоточенный, иногда – откровенно скучающий. Но, к сожалению, очень грустно наблюдать за тем, как компания друзей дружно «клацает» свои телефоны вместо того, чтобы общаться друг с другом вживую. В общественном транспорте редко можно встретить человека без наушников в ушах, откуда раздается громкая ритмичная музыка. На улицах города каждый встречный человек разговаривает по мобильному телефону. Люди перестали видеть, что вокруг них происходит. Они перестали думать, так как им просто некогда это делать.

Что же происходит с человеком под воздействием влияния гаджетов, как это отражается на его зрении, психике? Особенно этот вопрос беспокоит родителей, ведь современные дети уже с малых лет приобщаются ко всем благам технического прогресса, сейчас никого не удивит ребенок 3-х лет с сотовым телефоном, планшетом или другим гаджетом, что же говорить о подростках.

Именно в детстве происходит закладка и наиболее быстрое развитие психики ребенка. Разумеется, все эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в интеллектуальное развитие, ускоряя его, но также являются и средствами формирования представления о мире. И, казалось бы, что все это должно приносить только пользу для развития детей, но неокрепшая психика растущего ребенка словно губка впитывает в себя все хорошее и плохое, что несут в себе электронные устройства. Психика детей подстраивается под технические приспособления, в результате меняются мышление и восприятие. Яркие зрительные образы вызывают сильные эмоции, но оставляют равнодушным мышление ребенка, в результате главными каналами восприятия у него становятся зрение и слух. Мозг ребенка насыщается зрительными и слуховыми впечатлениями, но испытывает дефицит в тактильных, обонятельных и осязательных ощущениях. Нельзя утверждать однозначно, однако в основном такое многообразие влияет отрицательно. Ребенок автоматически освобождается от потребности активизировать свое воображение, ему уже предлагают стереотипизированную форму и яркий стимул, что может привести к тому, что ребенок будет фантазировать в одной плоскости миров, которые ему предлагает современная индустрия виртуального мира. Такие увлечения не имеют ничего общего с личностным развитием, ведь не стимулируют ни фантазию, ни воображение, ни творческое мышление. Кроме того, вытеснение из жизни ребенка реального взаимодействия с окружающим миром может привести к развитию замкнутости, необщительности и неготовности ребенка к жизни в социуме.

У детей, много и часто играющих, к примеру, в «стрелялки», искажается мировосприятие: ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк. Ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать. И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь, или погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя.

Не менее серьезную нагрузку испытывает зрение ребенка. Наибольшую опасность в настоящее время начинают приобретать смартфоны, которые имеют относительно небольшой бликующий экран и всегда доступны к использованию.

Согласно данным ряда исследований, одна из причин развития близорукости при использовании смартфонов – это отсутствие фиксации на нужном расстоянии, в результате чего ребенок может смотреть в экран настолько близко, насколько это ему удобно, что вызывает чрезмерное напряжение глаз.

Расстояние от смартфона до глаз ребенка должно составлять не менее 40 см. Важно окружающее освещение: использовать телефон в темноте не рекомендуется. Еще одна распространенная ошибка родителей – «отдых» ребенка после выполнения уроков в смартфоне. При этом цилиарная мышца глаза не расслабляется, что провоцирует развитие близорукости. Каждые 20-30 мин зрительной нагрузки необходимо делать перерыв и выполнять зрительную гимнастику.

Компьютер также прочно вошел в жизнь школьников, но помимо несомненной пользы, он может принести ощутимый вред глазам. Чтобы минимизировать вредное влияние, нужно правильно организовать рабочее место.

- Очень часто в комнате ребенка на обычном письменном столе стоит компьютер. Это неправильно, так как на столе остается мало свободного места. Хороший выход из положения – стол Г-образной формы. Длинную часть такого стола можно использовать для письма и занятий, а на короткой – расположить компьютер.

- При оборудовании рабочего места за компьютером необходимо установить монитор таким образом, чтобы задняя панель была обращена к стене (так как около нее регистрируется максимальный уровень напряженности электрического поля) (рис.1).

skolioz5  
  • стул-кресло должен иметь возможность индивидуальной регулировки
  • расстояние до экрана  60-70см
  • пользователь должен смотреть на экран сверху   вниз под углом 10° от горизонтальной линии.

Рис.1.Рекомендуемое положение во время работы за компьютером

  • Экран желательно не располагать непосредственно у окон или других прямых источников света. Во всех случаях экран монитора следует ориентировать так, чтобы он не давал бликов, а именно - под углом к окну, близким к прямому (рис.2,3).

 

skolioz6   skolioz7
Pекомендуется  

Не рекомендуется

Рис.2.Линия взора параллельна окну

 

Рис.3.Яркий свет в поле зрения

  • Для того чтобы полностью исключить блики на экране, монитор должен быть установлен перпендикулярно столу, а работающий должен смотреть на экран несколько сверху вниз (10° от горизонтальной линии) (рис.1).
  • Стол, на котором устанавливается монитор, должен быть достаточной ширины, чтобы расстояние от глаз до экрана составляло 60-70 (не ближе 50) см. (рис. 1).
  • Конструкция рабочей мебели (столы, кресла, стулья) должна обеспечивать возможность индивидуальной регулировки соответственно росту и обеспечивать поддержание удобной позы (рабочее кресло должно иметь подлокотники, быть подъемно-поворотным) (рис.1).
  • Общая освещенность в комнате не должна быть слишком большой, но и не слишком малой (с одной стороны, ничто не должно мешать восприятию информации с экрана, с другой – пользователь должен хорошо видеть клавиатуру, бумажные тексты, которыми приходится пользоваться). Она должна быть в пределах 300-500 люкс. Если помещение светлое, то окна должны иметь шторы или жалюзи.
  • Искусственное освещение не должно быть слишком ярким. Но помимо общих ламп, освещающих комнату, необходима местная яркая (не менее 60 Вт) лампа с хорошим плотным абажуром, освещающая только текст, с которым работает пользователь. Принцип должен быть ясен: как можно меньше света должно падать на экран дисплея.

Каждые 20-30 мин. работы за компьютером необходим перерыв, во время которого выполняется гимнастика для глаз, смена вида деятельности на не связанную со зрительной нагрузкой.

Теперь коротко о не связанных с гаджетами, но от этого не менее важных факторах для хорошего зрения:

  • Режим дня: для полноценного функционирования сложных систем организма необходимо стараться ложиться спать не позднее 22-23 часов, а вставать не ранее 6-7часов. Старайтесь проводить на улице не менее 2 часов в день, желательно совмещать нахождение на улице с движением, а уж если это семейный поход или игра в футбол, то польза утраивается!
  • Полноценное питание, обогащенное белком, витаминами естественного происхождения. На эту тему существует масса статей, исследований и мнений, порой противоположных. Но общее все же есть: регулярное питание, основу которого составляют цельные злаки, овощи, фрукты, ягоды, рыба, мясо, птица, яйцо. А вот сладкое, мучное и жирное лучше ограничить.
  • Стараться не читать лежа, в темноте, в транспорте. Расстояние от книги до глаз 35-40см.
  • Позитив, взаимопонимание и мир в семье, общие увлечения, терпение – одни из самых важных, но порой труднодостижимых факторов. Но нет ничего невозможного, мы в вас верим.

 

Врач – офтальмолог   УЗ «3-я городская детская клиническая поликлиника»

Наталья Леонидовна Матейко