20 сентября - День здоровья школьников. Профилактика нарушений зрения

Хорошее зрение необходимая составляющая полноценного функционирования каждого человека. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Важно помнить, что зрение необходимо оберегать и сохранять, ведь очень сложно восстановить испорченное зрение.

Сентябрь - начало учебного года. Первое, с чем столкнутся родители школьника, - это существенная нагрузка на глаза ребенка. В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классах. Именно в этом возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно небольшой промежуток времени. Следует помнить, что у первоклассников отсутствуют еще достаточные навыки чтения и письма. Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к занятиям, четыре урока каждый день – это большая нагрузка, в том числе и на орган зрения. Поэтому именно в школьном возрасте у детей чаще появляются зрительные расстройства, в первую очередь, близорукость. Основными симптомами которой являются, снижение успеваемости, быстрая утомляемость, банальные ошибки при письме, пропуск слов при чтении и другое. Поэтому особое значение приобретает гигиена зрения у детей.

Что включает в себя гигиена зрения?

1. Организация правильного режима дня. Это в свою очередь правильное построение учебного дня в школе (организация уроков и перемен), организация занятий и отдыха во внешкольное время, а также обеспечение здорового и достаточного по времени сна.

При составлении расписания учебных занятий необходимо руководствоваться гигиеническими нормативами, в которых регламентирована максимальная допустимая недельная учебная нагрузка на учащихся, ранговая шкала трудности учебных предметов для разных классов. С учетом этих требований в расписании учебных занятий необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, с другими учебными предметами.

Заметно уменьшает зрительную утомляемость также чередование уроков по степени зрительного напряжения. На зрительные и другие функции положительно влияет обучение детей в первую смену, так как есть возможность правильно организовать режим дня. Это обеспечивает меньшее утомление, остаётся больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и так далее.

Необходимо помнить, что на каждом уроке при появлении первых признаков утомления у детей необходимо проводить физкультминутки для глаз. Для этого можно использовать офтальмо тренажёры различных типов.

Немаловажную роль имеют перерывы между занятиями.

При организации занятий школьника в домашних условиях необходимо помнить, что нельзя приступать к выполнению домашнего задания сразу по приходу из школы. Это усугубляет накопившееся на протяжении уроков

зрительное напряжение, тогда как 1,5–2 часа отдыха после школьных занятий значительно уменьшают общее утомление, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, при которых глаза напрягаются меньше.

В связи с высокой интенсификацией обучения детей, дополнительными и факультативными занятиями в школе, а также с большим количеством заданий на дом школьникам просто необходим здоровый сон. Он нужен для того, чтобы ребенок успевал в полной мере восстановиться и отдохнуть, накопить силы для усвоения новых знаний и зарядить свою иммунную систему, чтобы не пропускать школу из-за болезней.

2. Организация рабочего места каждого учащегося. Это организация рациональной позы учащихся и обеспечение достаточной освещенности за школьными партами.

Для правильного устройства рабочего места ученика, как в школе, так и дома большое значение имеет выбор мебели по размеру, который должен соответствовать росту ребёнка. От этого будет зависеть поза во время занятий и подготовки домашних заданий. Рациональная поза учащегося будет обеспечена при соблюдении следующих условий: спина сидящего должна прилегать к спинке стула, а локти лежать на столешнице, и расстояние от глаз до книги должно составлять около 30-35 сантиметров.

А также необходимой составляющей рабочего места является его освещенность. Как известно, занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения. Однако естественного освещения зачастую недостаточно, поэтому при использовании искусственного освещения, оно должно быть левосторонним, равномерным и не создавать на рабочих поверхностях резких теней и бликов. Источники искусственной освещенности обязательно должны быть прикрыты защитной аппаратурой, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза.

3. Организация рабочего места при работе за компьютером.

В современном мире невозможно прожить без компьютеров, однако надо помнить, что работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора, потому что оно складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих. Когда мы неподвижно смотрим на экран компьютера, то моргаем в три раза реже. В результате глаз становится сухим, появляется ощущение жжения и краснота. Чтобы не было глазной усталости, в зоне работы компьютера должно быть едва светло и свет не должен создавать бликов. Монитор необходимо расположить ниже уровня глаз, чтобы предотвратить постоянное напряжение мышц глазного яблока. Оптимальная дистанция между глазами и монитором 70 см. (вытянутая рука). Непрерывная длительность занятий на компьютере не должна превышать для учащихся 1-го класса - 10 мин., для учащихся 2- 4-х классов - 15 мин., для учащихся 5 - 7-х классов - 20 мин., для учащихся 8 - 9-х классов - 25 мин., для учащихся 10 - 11-х классов - 30 мин. Организация работы и рабочего места за компьютером регламентирована в Санитарных нормах и правилах «Требования при работе с видео дисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 июня 2013г № 59.

Строгое соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие нарушений зрения.

4. Просмотр телевизора

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате и качество изображения на экране.

Смотреть телевизор нужно только сидя, желательно в удобном кресле. Экран должен быть расположен точно перед ребенком. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребенок смотрел на экран сбоку. В вечернее время необходимо дополнительное освещение в помещении. Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее трех метров, при условии, что диагональ экрана составляет 21 дюйм, то есть чуть более 0,5 м. Чем больше экран, тем дальше от него нужно посадить ребенка. При этом тип экрана – обычный, плоский, жидкокристаллический, плазменный – не имеет значения.

5. Правильное питание

Для сохранения и укрепления зрения необходимо получать следующие витамины:

  • витамин А отвечает за сумеречное зрение, содержится в сливочном масле, молоке, говяжьей печени, моркови, шиповнике, абрикосах, чернике, щавеле, петрушке, томатах, луке, грецких орехах, апельсинах;
  • витамин В2 (рибофлавин) улучшающий цветоразличение и ночное зрение содержится этот витамин в пивных дрожжах, рыбе, печени, молоке, яйцах, шпинате;
  • витамина С много в чернике, лимоне, смородине, шиповнике, квашеной капусте.

Таким образом рацион детей должны быть разнообразным и включать в себя мясо, рыбу, сыр, молоко, овощи, цитрусовые, ягоды и грецкие орехи.

6. Занятия физическими упражнениями

В школьном возрасте нужны систематические занятия физическими упражнениями, направленными не только на развитие физических качеств и обеспечение двигательных действий, но и на развитие культуры движений, профилактику заболеваний. Занятия физкультурой и спортом обеспечивают улучшение деятельности всех органов и систем, стимулируют обменные процессы в организме, что положительно воздействует на зрение.

Заключение:

Для сохранения здоровья ребенка и профилактики расстройства зрения имеет решающее значение правильно построенный режим дня, в школе и дома, со здоровым сном, правильным питанием и достаточной физической активностью. Игры и учебные занятия школьника должны чередоваться с пребыванием на открытом воздухе, творческой деятельностью, самообслуживанием, физическими упражнениями, своевременным приёмом пищи и сном.

Все эти советы просты и легко выполнимы, надо только обязательно их выполнять. Это поможет избавить наших детей от многих проблем и огорчений, связанных с ухудшением зрения.

 

Вера Андреевна КОНОПЕЛЬКО, врач-гигиенист,  заведующий отделением гигиены детей и подростков  ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Октябрьского района г. Минска»